Чарльз и Рэй Имз
Чарльз и Рэй Имз
Чарльз и Рэй Имз – пара американских дизайнеров, которые внесли огромный вклад в развитие современного дизайна и мебельной индустрии. В середине 20 века они создали большое количество мебели, а также занимались кинематографией и оставили наследие из нескольких десятков короткометражек.
Чарльз и Рэй поженились в 1941 году и переехали в Калифорнию. Они занялись проектированием и созданием мебели с использованием технологии прессованной фанеры. В 1942 году они наняли нескольких помощников и открыли свой офис. Вскоре компания Herman Miller начала производить некоторые модели, созданные Имзами.
Чарльз и Рэй создавали из фанеры стулья, столы, скульптуры и даже игрушки. Часть из них были продемонстрированы на выставке Новая мебель Чарльза Имза", организованной в 1946 году Музеем современного искусства в Нью-Йорке.
Сегодня стул из гнутой клееной фанеры, созданный Имзами, уже стал классикой. Известный архитектурный критик Эстер МакКой назвал его «стулом века».
Супруги не переставали эксперименты с материалами, они делали мебель из стекловолокна, пластика, кожи и алюминия. Один из самых известных объектов, созданных Имзами – мягкое кресло из кожи и фанеры Lounge Chair, сделанное в 1956 году. Оно выпускается до сих пор.
Во второй половине 40-х годов Чарльз и Рэй участвовали в проекте дешевого строительства Case Study House, финансируемого журналом "Arts and Architecture" и выстроили дом, в котором впоследствии прожили всю жизнь. Это стальная конструкция с раздвижными дверьми и окнами. Дом раскрашен в стиле картин Пита Мондриана с использованием разноцветных прямоугольников. Несмотря на внешнюю простоту и легкую грубость, внутри дом очень уютный, он заполнен мебелью и предметами интерьера, созданными супругами.
В начале 50-х Чарльз и Рэй увлеклись кинематографом. Они создали более 85 короткометражек на самые различные темы. Самым известным творением стала 9-минутная короткометражка Powers of Ten . Имз сняли ее в 1968 году по заказу компании IBM. Фильм посвящен магии чисел и величию Вселенной.
Чарльз умер в 1978 году, Рэй - на 10 лет позже. Последние годы ее жизни были посвящены завершению проектов, которые они начинали еще вместе с мужем. Также она активно продвигала их идеи в области дизайна.
Чарльз Имз цитаты.
Наверное, не было на Земле такого человека, который не задумывался бы о том, что он оставит после себя, что передаст будущим поколениям. К сожалению, история наглядно демонстрирует нам, что у большинства людей все мечты о переменах не идут дальше тяжёлых вздохов и отвлечённых мечтаний. Но есть и другие люди – «локомотивы» человечества, которые поднимают идею об изменении мира к лучшему на свои знамёна и совершают настоящую революцию. К таким «революционерам» можно смело отнести семейный творческий дуэт Чарльза и Рэй Имз, которые дали беспрецедентный импульс развитию промышленного дизайна в середине XX века.
Чарльз Имз учился в университете Вашингтона в Сент-Луисе у знаменитого архитектора Фрэнка Ллойда Райта, основоположника «органической»архитектуры, но вынужден был покинуть университет из-за частых конфликтов с преподавателями и руководством, вызванных «чрезмерной прогрессивностью взглядов на дизайн и архитектуру». В 1938 году по приглашению выдающегося дизайнера Элиэля Сааринена Чарльз переезжает в Мичиган заканчивать своё образование и работать в университете Крэнбрука. В это время он и встречается с талантливой художницей-абстракционисткой Рэй Кайзер. 34-летний Чарльз и 29-лятняя Рэй поженились в 1941, их объединяли прогрессивные идеи, безграничная амбициозность и желание изменить мир к лучшему.
В это нелёгкое для всего мира время Второй мировой войны Имзы экспериментируют с фанерой и создают специальную шину для восстановления после переломов, сделанную на основе гипсового слепка ноги самого Чарльза. Руководство военно-морских сил США заказывает партию в 5000 экземпляров – так у семейной пары появляются первые серьёзные средства для творчества и комфортной жизни. Наблюдая последствия мировой войны, Имзы стремятся создать недорогую мебель из доступных материалов, которая была бы востребована среди простых людей. Так, в 1946 появился Eames Lounge chair, сделанный из формованной фанеры. Его особенностью также была отгибающаяся назад спинка, таким образом, Имзы стремились донести до человечества, что война окончена, пора бы сесть и расслабиться:
Настоящим прорывом в 1950 году стал выпуск стула DSR и ряда его модификаций. Новаторством было использование стекловолокна и пластика. Огромную популярность данный стул получил и благодаря тому, что Имзы смогли уловить и предвосхитить новое веяние в моде, не забыв при этом о комфорте и демократичной стоимости. Действительно, насколько современным смотрится DSR! И не скажешь, что его создали более 60 лет назад:
Наступили 50-е, время комфорта и спокойствия, появившейся на горизонте «американской мечты», ощущение приближения которой портил только угрожающий ракетами Никита Хрущёв. Это улучшение в жизни, ветер спокойствия отразился и в работах Имзов. В 1956 году дизайнеры выпускают комфортабельное кресло с подставкой для ног – оттоманкой. Eames Lounge and Ottoman –первый предмет мебели в коллекции Имзов, созданный не для широкого потребителя. И по сей день это выдающееся кресло является иконой комфорта и благополучия:
Предвосхищая экономический бум 60-х и бурное развитие офисных помещений, Имзы уже в 1958 году представлют уникальную серию Eames Aluminium Group, которая действительно достойна называться прародительнецей современных офисных кресел:
Взглянув на работы Чарльза и Рэй Имзов, можно с уверенностью предположить, что эта семейная пара – современные дизайнеры XXI века. И совершенно невероятно, что все представленные работы были созданы более 50 лет назад! Может быть, всё дело в том, что Имзы очень хорошо чувствовали окружающие изменения и создавали актуальную для 40-х и 50-х мебель? Бесспорно, но почему тогда популярные в те времена кресла и стулья перекочевали в XXI век без значительных изменений? Неужели Имзам удалось найти золотое соотношение эргономики, цены и качества? Кто знает, может быть и на наш век найдутся новые «Имзы», которые совершат новую революцию?
Eames Lounge Chair and Ottoman
The Eameses wanted their Lounge Chair and Ottoman to have the “warm receptive look of a well-used first baseman’s mitt.” Often referred to as a twentieth-century interpretation of the nineteenth-century English club chair, this seating instantly became a symbol of comfort—and comfort was one of Charles and Ray’s key objectives for this product.
The Eameses believed that design addressed itself to the need. In this case, the need was “a special refuge from the strains of modern living.” A Playboy article on Modern Design explained that this chair “sank the sitter into a voluptuous luxury that few mortals since Nero have known.”
The Lounge Chair is often referred to as the 670/671, after the Herman Miller part numbers used to make the seating. It combines factory technologies with intricate hand labor and craftsmanship. While today the Lounge Chair and Ottoman are icons of mid-century modern design, when the Eameses first produced the 670/671, it was noted that they had soft, wrinkly leather and plush down feathers—materials that weren’t considered modern at all.
The Lounge Chair and Ottoman can be seen in museum collections and designer homes across the globe, and it remains a symbol of luxurious comfort. The design is still produced today by Herman Miller and Vitra .